Решимость жить по Евангелию – это смирение. А мы забыли аскетическое понимание смирения. Вот я решил жить по Евангелию, я принимаю христианство, Христа, я вижу, что это действительно Истина, что Евангелие – это путь жизни, и я это принял. А если принял – значит, я должен как жить? Не обманывать, не осуждать, не злиться, не завидовать… Но что со мной? Я знаю, что я хочу жить так, но вижу, как то и дело спотыкаюсь. Я-то думал, что раз я решил, то теперь я буду святым. А оказывается – все не так просто. Вот сел за стол, уже сыт, но я объедаюсь. Выпил рюмку, выпил две – нет, надо 22. Смирение откуда проистекает? Что такое смирение? Это видение того, насколько я не способен стать духовно тем идеалом, который я сам избрал. Не завидовать, не осуждать, не ненавидеть… Вот, оказывается, что такое смирение: это осознание, видение своей поврежденности, своей греховности, своей неспособности стать тем, кем я должен быть. И я в этом убеждаюсь только тогда, когда я приму решение так жить. Пока я не принял решение, я чувствую себя неплохо. А людьми нецерковными делается акцент на слово "раб", которое в Церкви, действительно, постоянно употребляется: "раб Божий", "раба Божия". И под смирением разумеют рабство, покорность, забитость, пассивность, отсутствие всякой активности и т.д. Кто виноват в этом? Мы, преподаватели и духовенство. Потому что мы не объясняем, что такое смирение. Более того, говоря: "Смирись", мы призываем человека прекратить что-то делать, что-то говорить и прочее. Но надо же объяснить, что означает слово «смирение», что означает выражение "раб Божий"! Я раб греха, когда я делаю то, о чем я знаю, что это зло, – но все равно это делаю. Я уже раб этому. Когда я раб Божий, это означает: своими идеалами я избрал святость, честность, благородство, любовь; эти великие идеалы являются смыслом всей моей жизни, и я не отступлю от них. И я раб их – да, пожалуйста, я согласен. И разве "смиренный" – значит "забитый"? Да ничего подобного! Кто мог Ивана Грозного обличить? В лицо сказать ему правду? Кто? Смиреннейший митрополит Филипп, а больше никто. Или псковский юродивый, который встретил верхом на палочке Ивана Грозного, когда тот разгромил Новгород и пришел в Псков: "Ванюша, заходи ко мне!" "Ванюша" знал его, зашел к нему в его каморку – а там стол, чистая белая скатерть, на столе блюдо с куском кровяного мяса. Был Великий пост. "Ешь, Ванюша, ешь!" – "Я постом мяса не ем!" – он в ужасе. "А-а-а! Ты мяса не ешь, а кровь человеческую пьешь?! Вон отсюда, иначе подохнешь так, как твоя лошадь!" И тут вбегает конюший, бледный как полотно, и говорит: "Издохла любимая лошадь Грозного". Ни одного человека не тронул Грозный во Пскове. Кто это сделал? – Святой. А кого мы называем святыми? – Тех, кто достигли смирения. Осипов Алексей Ильич Профессор Московской Духовной Академии

Теги других блогов: смирение христианство идеалы