"МНОГИЕ СКОРБИ ПОСЫЛАЮТСЯ РАЗГОВАРИВАЮЩИМ В ХРАМЕ"
Оптинский старец преподобный Амвросий славился необыкновенной добротой и лаской ко всем приходившим к нему за духовным советом. Он давал наставления с неиссякаемой жизнерадостностью, часто в рифмованной и даже шутливой форме. Писатель Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чём бы они ни состояли». Но, когда это было необходимо преподобный старец умел быть взыскательным, строгим и требовательным. Поэтому у любящего батюшки есть грозное высказывание, которое часто любят размещать в притворах православных храмов: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Безусловно, святой имел в виду разговоры во время богослужения.
Когда человек пьёт и у него цирроз печени – всем понятно, отчего с ним приключилась такая беда. А когда человек грешит, например, разговаривает в храме – ему не виден собственный грех, он его не замечает – и, если случаются скорби, частенько говорит, что его наказал Бог. Бог не наказывает. Скорби – естественное следствие греха, как цирроз у алкоголика. Посылаемые нам скорби это не гнев Божий по отношению ко грешащему человеку – Бог есть Любовь и только Любовь. Скорби свидетельствуют о том, что в нашей духовной жизни что-то неблагополучно. Скорби – это свидетельство того, что мы ещё духовно живы, призыв задуматься о том, что происходит в духовной жизни. Скорби понуждают покаяться, то есть изменить свою жизнь. Скорби – это милость Божия, это наша духовная чувствительность.
«Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Типичная картина: перед тем как причастить пришедших в храм мирян в алтаре причащаются священнослужители, и в литургии как бы наступает пауза. На клиросе в это время обычно читают правило перед причастием. А прихожане обычно устраивают сутолоку, занимая очередь к причастию, подчас забывая пропускать вперёд младенцев, детей и мужчин. Это время даже давно воцерковлённые православные считают как бы специально отведённым для того, чтобы пообщаться с друзьями, которых не видели с прошлой воскресной литургии, обменяться новостями. А во время причастия, буквально подходя к столику с запивкой, уже начинают болтать между собой. А те, кто не принимает Таинство Причастия в этот день, продолжают свои важные разговоры. Особенно пожилые прихожанки считают своим долгом тискать причастившихся младенцев и громко на весь храм уговаривать их проглотить ещё ложечку «теплоты» и бурно хвалить тех, кто справляется с этим делом. После проповеди священник благословляет читать благодарственные молитвы, но их подчас невозможно услышать за поднимающимся галдежом. «Дом Мой домом молитвы наречется…»(Мф. 21:13).
Как же можно приучить детей и новоначальных к благоговейному отношению к храму, богослужению, к Христу, наконец, который видимым образом, телесно в Чаше Причастия (причащаемся Тела и Крови Спасителя) вынесен из алтаря, если прихожане, особенно, бабушки, на которых принято равняться у молодёжи, ведут себя непочтительно по отношению к святыне, к Таинству Причастия?
Мы приходим в храм для участия в литургии, в совместной молитве. «Душа молитвы – внимание», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов («Аскетические опыты. О молитве» 8-2_13). Поэтому согрешают те, кто во время богослужения отвлекаются от молитвы разговорами, хождением. Можно добавить, что каждый из нас готовясь к исповеди, читал о том, что разговоры, хождение во время богослужения и даже вроде бы вполне «законные» действия во время богослужения (приложиться к иконам, если вы не сделали этого до службы, поставить свечи или попросить кого-то поставить ваши свечи) тоже являются грехом и требуют покаяния. Богослужение – это общая молитва, а молитва требует внимания и сосредоточенности. Кстати, в одном из многочисленных сборников «Православные чудеса в ХХ веке» есть история о том, как одна женщина во время чтения Евангелия приложилась к иконе святителя Николая Чудотворца, а святитель из иконы сказал ей, что он молится, а она ему мешает.
Запоминаем ли мы, что читаем, готовясь к исповеди?
Например, книгу старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
«Опыт построения исповеди».
Вот отрывок из самого начала книги, из части испытания совести по десяти заповедям: «Заповедь первая: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня». Какие же обязанности в отношении к Богу по этой заповеди?
И мы ещё оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведём слишком невнимательную, слишком рассеянную жизнь и сами не хотим черпать из тех источников, которые есть у каждого из нас.
Спросите-ка свою совесть, дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет.
Господи, прости нас!
Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поётся, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия.
Господи, прости нас, грешных!
Мы не только дома не читаем Евангелие, но и в храме не слушаем! Благоговейное поведение в храме обязательно всегда, а во время чтения Святого Евангелия все должны замереть и с наклоненной головой внимательнейшим образом слушать. А мы хорошо ещё, если внешне не толкаемся в это момент (а это бывает с нами – Господи, прости нас!). Хорошо ещё, если не передаём свечки и тем самым не отвлекаем внимание других (Кайтесь Господу, кто виноват в этом, – Господи, прости нас!). Хорошо ещё, если, пользуясь как бы «пустым» временем, не лезем поправлять свечки или зажигать лампадки (это тоже у нас происходит – Господи, прости нас!). Хорошо ещё, если не отвлекаем окружающих пустыми разговорами, и в этом мы грешны, Господи!
Господи, прости наше невнимание, нашу дерзость, наше легкомыслие и холодность, которые мы проявляем к слушанию того чтения, какое предлагает нам Церковь во время Богослужения. Принеся сейчас покаяние Господу, положим с этого дня (для этого не требуется великого ума или необычайного подвига), как только начинается чтение Евангелия в храме, прекращать все посторонние дела, всякое движение, наклонить голову и внимательнейшим образом внимать словам Евангелия.
Помоги нам, Господи!
Но если мимо вас будет всё же протискиваться человек, который не слышал сегодня исповедь и не знает, как положено вести себя в этот момент, не одёргивайте его злобно. А потом, может быть запомнив его, ПОСЛЕ СЛУЖБЫ с любовью и доброжелательностью объясните, как надо вести себя во время чтения Евангелия. Вот это будет по-христиански!
преподобный Амвросий Оптинский